УЧЧХИШТА ГАНАПАТИ

Уччхишта Ганапати связан с тантрическим ритуалом «» (панчамакара). Слово «уччхишта» (उच्छिष्ट) обычно употребляется в значении «объедки», но в тантрическом контексте оно обозначает растворенную в вине йони-таттву.


На левом колене Ганеши сидит его прекрасная супруга Вигхнешвари (в вамачарском ритуале садхвика сидит слева от садхаки). Она полностью обнажена. Ганеша хоботом ласкает йони своей Шакти, а она рукой ласкает его лингам. В связи с этим, в комментарии (granthāntare) на эту дхйану сказано: nārīyonirasāsvada lolupa kāmamohitamiti // - ,,Очень желанное/жаждуемое вкушение сока/наслаждения женского лона – это безумная увлеченность/охваченность любовным/стастным желанием.‘‘ Если в человеческом плане понятие kāmamohita (,,охваченный/завороженный любовным/страстным желанием‘‘) (ит.п.) обычно, особенно в ортодоксальных текстах, понимается/трактуется негативно, то, в случае богов/форм Бога, часто бывает, что это или аналогичные понятия воспринимаются/трактуются позитивно – божественная любовная игра Кришны, Радхи и гопи (пастушек), или Шивы и Дэви, или Ганеши и его Шакти и т.д. Такая божественная игра весьма рекомендуется в соответствующих традициях для медитации. Суть этой игры – высшее единство (самарасйа/адвайта (ит.д.)).

Уччхишта Ганапати благословляет нас на совершение вамачарской садханы.


नीलाब्जदाडिमीवीणा शालीगुंजाक्षसूत्रकम् । दधदुच्चिष्टनामायं गणेशः पातु मेचकः ॥

nīlābjadāimīvīā śālīgujākasūtraka / dadhaducchiṣṭanāmāya gaeśa pātu mecaka //

Да защитит/охранит (нас) тот Ганеша, который именуется Уччхишта,
Темносиний, держащий < в своих руках> голубой лотос, гранат, вину, зерна риса/растение (śālī), нить/шнур четок из семян растения guñjā (четочника молитвенного).


Уччиштха-Ганапати в настоящее время является самой популярной тантрической формой для почитания после Маха-Ганапати. Его почитают будучи нечистыми, с остатками пищи во рту. На счет его шакти, Нила-Сарасвати, в разных сампрадаях разные мнения: одни считают ее формой Матанги (Уччишта-Чандали), другие — формой Тары (Нила-Тара). С другой стороны, известно о пяти его шакти: Нила-Сарасвати, Мохини, Йогини, Пушти и Сандживани.

Дхьяна: Как и Вакратунда-Ганапати, Уччиштха описывается золотисто-красного цвета, с тремя глазами, сидящим на лотосе. В правых руках у него петля и мудра, дарующая блага, в левых — стрекало и защитная мудра. Он часто изображается со спутницей, они трогают друг друга за сексуальные органы, но не вовлечены в сексуальный союз. Существуют и формы без спутницы, а также формы в сексуальном союзе.

Херамбасута — одно из направлений среди Ганапатьев — почитающее Уччиштха-Ганапати, принадлежит к тантризму левой руки и описывается в Shankaravijaya. Оно излагает учение, в котором Уччиштха-Ганапати — самое высшее божество; в учении собрано большое количество мантр и стотр, в том числе две версии Уччиштха-Ганапати-Сахасранамы. Особенность рецитации Сахасранамы (согласно второй версии) состоит в том, что почитатель рецитирует 1000 имен будучи обнаженным в компании со спутницей после интимной связи, или рецитирует в то время, как трогает ее сексуальный орган, и в итоге входит в интимную связь с ней.