Кто такая Богиня КАЛИ

Мне, как тантрику и шактисту часто задают вопросы про Богиню Кали, а в частности просят рассказать кто такая Кали. Люди задают эти вопросы, чтобы услышать мой личный ответ, а не потому что не знают. Они хотят услышать ответ практика, который уже немалую часть своей жизни посвятил почитанию этой Богини. То что я сейчас напишу,будет мой личный взгляд, сформированный многолетним общением с Кали. Я представлю лишь малую часть своих мыслей, так как о Богине Кали говорить можно долго, и каждый её аспект, каждая её энергия имеет свою мудрость и требует тщательного рассмотрения.

 

Начнём с того, что культ Кали - это монизм. Не путать с монотеизмом. Разница тут большая. Как, к примеру, политеизм  — признание наличия множества Богов; монотеизм — признание наличия только одного Бога; монизм — признание того, что множество Богов, как и множество всего сущего, в итоге сводится к единому началу или единой инстанции. Это и есть шактизм. В шактизме, Богиня Кали (не обязательна именно Кали, в некоторых направлениях шактизма используются другие имена) воплощает собой тот самый Абсолют, тот самый Высший Брахман, которому адвайтисты не приписывают никакого образа и никакой формы. И это, с одной стороны, правильно. Как может Абсолют иметь форму? Вот именно, что может, но только через ужасную форму Кали. Сейчас я объясню. Ужас образа Кали говорит не только о том, что она воюет с демонами (нашими деструктивными энергиями) и если на неё не смотреть глазами своих внутренних демонов, а смотреть глазами внутреннего света, то Кали будет прекрасна. Это хорошее объяснение её свирепой формы. Но, есть ещё одно объяснение. Кали всегда нам будет видеться свирепой, потому, что она всегда для всех будет оставаться непонимаема и непостижима. Если человеческое сознание сталкивается лицом к лицу с тем, что ему не встречалось какими либо аналогами, то страх будет самой неотвратимой и чистой его реакцией. Сразу же вспоминается Бхагават гита, тот эпизод, когда Кришна показывает Арджуне свою истинную Вселенскую Форму. Арджуна очень пугается и просит Кришну убрать её, так как его восприятие к такому ещё не готово. Не забываем, что Кришна во многих писаниях упоминается как воплощение Кали. Не сложно догадаться, что за истинную форму он показал Арджуне; конечно же Кали "в полный рост".

Высший Брахман нельзя понять, с ним можно только слиться. Но в отличии от Высшего Брахмана, который не даёт нам никакой обратной связи, Кали даёт нам методы, знания, и самое главное - благословение шактипатом.  Помните известную легенду о том, как Кали победила всех демонов и вошла в такой раж, что начала уничтожать весь мир. И, в итоге, Шива лёг на её пути и притворился мёртвым. Наступив на него, Кали испугалась и успокоилась. Объяснение мифа всегда предлагается шиваитское, а никак не шактистское – мол, только Шива может остановить Кали, которая "потеряла контроль над собой". Более глубокое объяснение этого мифа в том, что Кали, оставаясь всегда непостижимой, может "ошибаться" или "выходить из под контроля" только на наш взгляд и только в нашем представлении. На своём глубинном уровне Кали всегда права и никогда не ошибается, не смотря на то, что мы, из-за своих ограничений, можем увидеть её такой. И поэтому, самое лучшее, что может сделать наше сознание (Шива), столкнувшись с такой непостижимой глубиной реальности, это замереть и не пытаться делать никаких выводов (лечь и притвориться мёртвым). И только тогда, в самой крайней точке, когда Кали наступает на нас ногой, мы понимаем, что никакого хаоса то нет. И Кали для нас стоит спокойная.

Абсолют или Высший Брахман ничего от нас не хочет, а Кали хочет от нас действий. Но Кали даёт нам силу и энергию для этих действий и защищает нас на пути, что не может дать нам она в форме Абсолюта. Она проявляется в нашем плотском мире в каждой женщине как Одиннадцатая Махавидья, которая своей непостижимостью говорит, что их ещё миллионы. Она создаёт и разрушает одновременно. Одновременно рождает и умерщвляет. Она создаёт бурление материи, которое мы называем Жизнь. Она создаёт спирали, играя с прошлым и будущим, которых мы называем Время. Она сама вне времени. Являя нам себя через форму и действия, она даёт нам Метод, и она даёт нам Садханы. Ведь, что означает отрубленная голова в руке Кали и набедренная повязка из отрубленных рук? Не только то, что она лишает нас Эго и кармы. Голова и руки, это то, что она взяла Себе (валяющегося обезглавленного тела нет на её иконографических образов). Ей нужны только наши мысли (голова) и наши действия (руки). Одним словом, то, что ей нужно от нас - это наша Садхана ей. Она показывает нам Путь - путь нашего сознания через Садхану. Оставаясь всегда непознанной, она создаёт из себя же самой, сознание, которое способно её познать – нас, также, как создаёт из самой себя Шиву, чтоб он снова объединился с ней в божественной Майтхуне. Потому, что оргазм это тоже Она.

Говорят, что через нас Бог познаёт себя, так вот: Она есть Бог, Она есть мы и Она есть процесс познания. Есть только одна Она. И, как мы видим, ей не скучно.

 

Андрей Манатхала