БОГИНЯ КАЛИ

Маха Кали — это аспект Божественной Матери Шакти, представляющий время, а также вневременное блаженство глубокого медитативного состояния самадхи, называемого Турия. Она — тьма, из которой исходит свет, и ее также называют Каларатри, измерение вне времени, где не существует ничего, даже времени, материи или пространства — только чистое блаженство, которое и есть Маха Кали. Подобно тому, как все цвета сливаются в черный цвет, Она воспринимается как темная по цвету лица, когда все Творение сливается с Ней на стадии уничтожения или пралайи, Великого Уничтожения всего.


Одним из наиболее распространенных культов великой Богини является культ Дакшинакали – грозной Богини, наделяющей дарами и принимающей дары, включая кровавые жертвы. Кали воплощает свободу, в особенности свободу от общественных норм (профанического социума). Она живет за границами заурядного общества. Она предпочитает места кремации, то есть места, которые обычно избегают обычные члены общества. Она живет в лесах, среди людей природы. Ее распущенные волосы и нагота говорят о том, что Она совершенно бесконтрольна, полностью свободна от социальных и этических обязанностей и ожиданий. По той же причине Она аутсайдер, за пределами условностей. И возможно, именно потому, что Кали – разрушитель границ и социальных моделей, Она сильна и полна энергии».


Дакшинакали четырехрука и трехглаза. Она стоит на покоящемся Шиве. Ладонь одной из Ее рук сложена в абхайа мудре (мудре бесстрашия), что символизирует защиту адептов. Ладонь другой Ее руки сложена в варада мудре (мудре даяния), что символизирует наделение адептов необходимыми для них дарами. Природа Дакшинакали такова, что Она устрашила даже Йаму – бога мертвых, чье царство находится на юге, направлении света, именуемом на санскрите «дакшина».

Черный цвет Кали символизирует превосхождение ею всех форм и дихотомий, пустоту и полноту одновременно. Черный цвет выражает и полноту, так как в него поглощены все существующие цвета (вишвагуна), а также полное отсутствие какого-либо цвета или качества (ниргуна). Кали имеет неописуемую природу Бхайравы, которая подобна черноте небытия. Однако при этом, Она проявляется как вся вселенная, и Ее черное тело – это космическое пространство, а также все, что в нем находится и происходит. В Маханирвана Тантре сказано: «Черный цвет заключает в себе белый, желтый и все остальные цвета. Так же и Кали заключает в себе все остальные существа». Помимо всего этого, черный цвет – это белый свет такой невообразимой яркости, что сияние этого света выходит за свои рамки и переходит в зияние тьмы. Нагота Кали символизирует обнаженность Реальности и Ее предельную естественность. Все, что говорится о черноте и обнаженности тела Кали, относится к обнаженности и черноте тела Ее божественного супруга – Калабхайравы.

Четыре руки Кали символизируют четыре уровня практики Дхармы: внешний, внутренний, тайный и таковой. Также они символизируют четыре эпохи: золотой век, серебряный век, бронзовый век и железный век – ход колеса времени. Помимо этого, четыре руки Богини символизируют еще и четыре стороны света: север, восток, юг и запад. Куда бы ни отправился адепт – он везде будет иметь удачу, защиту и покровительство от Кали.

Три глаза Кали олицетворяют несколько триад: субъект, объект и восприятие; различающее видение, интегрирующее видение и зеркало-подобное видение; прошлое, настоящее и будущее; сознание, энергия и форма.

Острый окровавленный меч символизирует ясность пробужденного видения, мастерство применяемых методов и освобождение от оков сансары. Меч разрушает невежество, сомнения и двойственность.

Отрубленная голова символизирует победу адепта над его ограничениями, над узостью профанического сознания, над ограничивающими адепта эго и физической формой.

Кровь, вытекающая из головы, символизирует материальный мир, а сама голова обозначает силу иллюзии сансары, майю. Адепт освободился от нее, теперь он сам – Великая Богиня, единая с Великим Богом. Череп уже не темница, но материал для чаши. А этот мир для адепта – не сводящая с ума ядовитая кровь сансары, но опьяняющее и веселящее вино игры блаженного самовыражения.

Набедренная повязка из отрубленных рук, привязанных к поясу Кали, символизирует как свободу от кармы, так и победу над врагами. Кали — Владычица кармы, от кармы свободная. Таковыми владыками могут стать ее дети, достигающие успеха в самообожествлении.

Гирлянда из отрубленных голов и черепов символизирует 50 фонем алфавита, каждая из которых олицетворяет один из основных элементов мироздания. Считается, что вселенная представляет собой музыкальный узор мантры, включающей в себя 50 звуков. Также черепа и головы гирлянды символизируют цепочку перерождений из жизни в жизнь, из тела в тело. Для обычного человека выход за пределы цепочки перерождений практически невозможен. Он возможен для тех, кто является почитателем Богини.

Кали сидит, стоит или танцует на покоящемся Шиве. Шива здесь символизирует как принцип Божественности, так и трансцендентность, подобную небытию (ничто). Кали здесь символизирует силу принципа Божественности, а также – тотальную имманентность, являющуюся бытием всего. Помимо этого, пребывание Кали над Шивой символизирует духовную практику, при которой адепт в медитации растворяет вселенную в бездне своей божественной природы, начиная с самого грубого элемента «земля», вплоть до самого тонкого элемента.